Слова «родительское собрание» у многих родителей ассоциируется с тем, что придется выслушать массу нелестных высказываний о Вашем ребенке. Но время мчится вперед, и реформа образовательной системы РФ внесла многие изменения и в этой сфере. Задача учителя – подсказать родителям как помочь, именно их ребенку, с его индивидуальными особенностями эффективнее освоить учебную программу общего образования. Так в 3 «Б» классе прошло родительское собрание по теме «Читательская компетентность». Родители попробовали себя в качестве девятиклассников при сдаче Собеседования по русскому языку в 9 классе. Данное упражнение позволило не только погрузить родителей в данный процесс, но и почувствовать, что испытывает ребенок при прохождении данной контрольной точки. Кажется, как долго еще шагать до 9 класса, но необходимые умения важно закладывать именно в начальной школе, и желательно с 1 класса.
Под читательской компетентностью будем понимать необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению. Под умением читать понимается следующее: умение вычитывать информацию; умение размышлять о прочитанном ; умение давать оценку прочитанному . Посмотрим на круг чтения детей через призму психологов: 8-9 лет, учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать. 9-10 лет, характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.
Также были обсуждены вопросы неуспешности ребенка взглядом известного психолога М.М. Безруковой. Марьяна Михайловна на основе психологических механизмов объясняет, что во время обучения у любого человека не может быть неуспешности, чем бы он не занимался: учился готовить плов или пришивать рукав к платью. И наша первоочередная задача научить ребенка принимать неуспех как задачу, которая требует решения: план продвижения к успеху через анализ причин неуспешности, способов поведения и т.д. Марьяна Михайловна в своем видеообращении к родителям акцентировала внимание на современных требованиях к умению ребенка читать: «Нельзя требовать от ребенка скорости чтения! Ребенок должен читать в удобном для него темпе, в таком темпе, в котором он понимает смысл прочитанного!»
Каждому родителю в виде буклета даны рекомендации в подготовке ребенка к пересказу.
Памятка «Пересказ текста»
1. Читай текст неспешно, внимательно, проговаривая новые слова.
2. Обрати внимание на количество абзацев.Помни, это микротемы, важные для понимания смысла текста.
3. Составь простой план по абзацам текста.
4. Выдели ключевые слова, необходимые для передачи смысла каждого абзаца.
5. Подготовься к пересказу текста на основе плана и ключевых слов.
6. Перескажи текст, исключив ненужные подробности. .
7. Старайся, чтобы твоя речь была убедительной, понятной и интересной для слушателей.
8. Подготовься к ответам на вопросы по содержанию текста.
Очень важно, когда родитель встает на место ребенка, так как у родителя большой жизненный опыт и зная особенности собственного ребенка родитель сможет сформулировать рекомендации: как себя вести, на что обратить внимание, как лучше отвечать. Теперь родители знают, как помочь собственному ребенку при собеседовании как в образовательной, так и с психологической точки зрения. Не ругать, а понять, и дать конкретные рекомендации. Это сближает родителей и ребенка, а как известно вместе путь к успеху короче и проще.
Д.Г.Пивоварова, учитель 3 «Б» класса. |